6 марта 2021 года на 94-м году жизни от нас ушла Вера Терентьевна Тимошенко (1927-2021) – старожил села Никольского и один из хранителей алеутского языка и культуры. В последние годы Вера Терентьевна стала настоящим другом заповедника и мы искренне скорбим вместе со всем селом, друзьями и близкими этого замечательного, светлого человека.
Хотим поделиться с вами прощальными словами людей, знавших и любивших Веру Терентьевну.
Вера Терентьевна Тимошенко: прощальное слово Евгения Васильевича Головко, директора Института лингвистических исследований РАН, член-корреспондента РАН (г. Санкт-Петербург):
«Всегда грустно, когда уходит человек. Это огромная потеря для близких, друзей, знакомых. Уход Веры Терентьевны Тимошенко – это невосполнимая утрата не только для людей, знавших ее лично. Вместе с Верой Терентьевной ушла огромная часть алеутской культуры. Конечно, исследователи, встречавшиеся с Верой Терентьевной, сделали все, что могли: расспросили, записали, сфотографировали, отразили в книгах и статьях, поместили на музейные полки, на интернет-сайты. Только благодаря Вере Терентьевне и другим старейшим жителям Никольского следующие поколения смогут сохранить память о старых командорских традициях, смогут, опираясь на эту память, продолжать и развивать их. И все-таки это будут уже другие люди, для которых эти традиции во многом остались в прошлом. Вера Терентьевна была одним из последних старожилов острова Беринга, для которых эти традиции были не просто рассказами, музейным знанием, но были естественной частью жизни.
Сегодня один из самых печальных дней для мирового сообщества (я ничуть не преувеличиваю: благодаря интернету эта печальная новость разлетелась на разных языках по всему миру). Сегодня от нас ушел не просто человек – от нас ушел язык. В мире насчитывается примерно 7 тысяч языков, в России — около полутора сотен. Теперь их стало на один меньше. Вера Терентьевна была последним знатоком беринговского диалекта алеутского языка. Всем известно, что язык – важнейшая часть любой культуры. В нем закодированы те культурные знания, которые передаются из поколения в поколение. С уходом Веры Терентьевны, как это ни грустно, ушел и беринговский диалект, а значит передача культурных знаний от поколения к поколению нарушилась, стала неполной. Можно надеяться, что беринговский диалект не пропадет совсем, что он будет выучен благодаря самоотверженности энтузиастов, будет преподаваться и, в конце концов, рано или поздно возродится. Мы все верим, что так и будет, но, увы, это будет всего лишь выученный язык. Вера Терентьевна была последним человеком, для которого этот язык был родным, усвоенным в детстве. На нем она говорила, на нем она думала, он проявлялся даже в приятном едва заметном акценте, когда она говорила на русском.
Сегодня мы все стали беднее: ушел человек, которого мы любили, и вместе с ней ушли многие важные вещи, которые поистине невосполнимы. Мы благодарны Вере Терентьевне за то, что она щедро делилась с нами своими знаниями и отдавала их без остатка. Светлая память.»
Прощальное слово Натальи Александровны Татаренковой начальника отдела сохранения историко-культурного наследия ФГБУ «Государственный заповедник «Командорский» — человека, близко знавшего, уважавшего и любившего Веру Тереньтевну:
«Памяти Веры Терентьевны Тимошенко
Пролистываю старые дневники. Просматриваю опубликованные статьи: первая, пятая, пятьдесят пятая… Почти во всех ссылки на воспоминания Веры Терентьевны:
«…по свидетельству В.Т. Тимошенко, живых [моллюсков] Clinocardium находили только в 1930-х гг.» (международный проект PSP, публикация 2008 г.)
«Со слов Тимошенко Веры Терентьевны, одна из плетеных [из колосняка Leymusmollis] корзин долгое время использовалась в семье ее матери, Ладыгиной Юлии Сергеевны (1888-1976)». Юлия Сергеевна хорошо умела плести (алеутское плетение, 2013 г.).
«Для середины 1930-х гг. сведений о подходящих льдах не сохранились, зато старожилы хорошо помнят мощную «шугу», доходившую почти до о. Топорков (устн. сообщ. Кияйкиной В.М. 1924 г.р., Тимошенко В.Т. 1927 г.р.). <…> 10 октября 1935 г. площадка метеостанции села Никольского была перенесена вновь – приблизительно на 250 метров в юго-восточном направлении». Уточнение о положении станций дала В.Т. Тимошенко (ранние метеорологические наблюдения, 2014 г.)
«В 1940-х гг. <…> стали использовать клеточные конструкции внутри сетных двориков кормушек-ловушек. В них передерживали больных и белых особей <…> [ПМА: В.Т. Тимошенко, 7.05.2015]» (история песцового промысла, 2017 г.)
«Детальное описание командорского ударно-шумового инструмента сделала Вера Терентьевна Тимошенко: «Чайах’ – это бубен с ручкой. Диаметр барабана небольшой, около 25-30 см. Вертикально натянуты параллельно друг другу 3 жилы. На жилах висели зубы» (бубны командорских алеутов, 2018 г.)
«Летом олени паслись в центральной части острова, на зиму их перегоняли ближе к селу [ПМА: В.Т. Тимошенко, 15.01.2015; 20.09.2016]» (интродукция оленей, 2018, 2019 гг.).
Перечислять можно долго. И это без учета подробнейших рассказов о жизни села и его жителей, песен, прибауток и фольклорных сюжетов.
В прошлом году заповедник порадовал островитян и жителей Камчатки интереснейшим проектом «портретные куклы». Стоит ли говорить, что без многолетних подробных рассказов Веры Терентьевны он потерял бы добрую половину своей достоверности и притягательности? Вслед за куклами на свет появилась книга «Возрождая традиции: портретные куклы Алеут и Алеутка». Тексту предшествуют строки: «Моей доброй наставнице Вере Терентьевне Тимошенко посвящается».
Человеческий век недолог. Рано или поздно уходят все. Но есть люди, которые оставляют после себя яркий след. И мы еще долго будем припадать к этому светлому живому источнику.»
Коллектив заповедника «Командорский» выражает глубокие соболезнования родным и близким Веры Терентьевны Тимошенко, коллегам, друзьям, всем жителям села Никольского, всем кому близка и дорога алеутская национальная культура.